Масла
Минеральные масла, растительные масла, синтетические углеводороды, силиконовые смазки, полигликоли, сложные эфиры и другие синтетические жидкости, используются как база для высокоэффективных смазочных материалов. Они отличаются по термостойкости, смешиваемости, смазочной способности, стойкости к окислению, сочетаемости материалов и стоимости производства.
Выбор вязкости масла зависит от условий его применения. В принципе оно таково – низкая вязкость для низких нагрузок и высоких скоростей, высокая вязкость для высоких нагрузок, низких скоростей и высоких температур.
Вязкость может быть определена различными методами измерения (см. Тесты и Методы измерения). Единицы измерения кинематической вязкости мм2/с и служит для классификации. Динамическая вязкость имеет единицы измерения мПаЧc. Для сравнения плотности, оба типа вязкости могут быть переведены друг в друга с помощью уравнения:
динамическая вязкость = плотность * кинематическую вязкость
Вязкость масла зависит от температуры, давления, усилия сдвига, а также от времени, в течение которого эти условия оказывают воздействие. Тем не менее, наиболее важным фактором является температура. С увеличением температуры вязкость снижается и наоборот.
С повышением температуры склонность масла к окислению и термическому старению возрастает, что ведет к разложению и испарению, а затем к коксованию. В крайних случаях может появиться воспламеняемость. С падением температуры текучесть масла снижается до тех пор, пока оно не загустевает. VIE определяется по специальной методике согласно DIN ISO 2309, описывает диапазон вязкостей масла как функцию температуры.
При использовании различных масел необходимо проверять возможность их смешивания.
Классы вязкости классифицируются в соответствии с ISO (International Standardization Organisation) или для автомобильных масел в соответствии с SAE (Society of Automotive Engineers).
Тщательный выбор базового масла – необходимая предпосылка для разработки высокоэффективного масла и оказывает сильное воздействие на соотношение цена/качество. В настоящее время присадки в современных маслах создают защитную пленку необходимую для рабочих поверхностей всякий раз, когда жидкостная пленка не может выдержать приложенной нагрузки.
|